2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толстый язык у ребенка логопед

Логопедическая консультация. «Покажите язычок»

Татьяна Горбунова
Логопедическая консультация. «Покажите язычок»

Покажите язычок!

Иногда для правильного развития речи малышу может понадобиться совет специалиста, а еще массаж и артикуляционная гимнастика.

Незнающие люди думают, что раз язык у человека без костей им можно болтать без умолку хоть целый день…. На самом деле это не так. Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и производить звуки.

К сожалению, существуют довольно серьезные заболевания нервной системы (энцефалопатия, детский церебральный паралич, менингит, энцефалит, которые могут влиять на работу отдельных органов, в том числе и языка. Помимо того, иногда он становится вялым и бледным из-за того, что недостаточно снабжается кровью. Не назовешь нормальной такую ситуацию, когда кровь в языке застаивается – это заметно по его синюшному цвету.

Родителям невозможно решить эту проблему самостоятельно. Поэтому надо поспешить обратиться к врачам, специалистом.

Кроме того, в самом строении языка встречаются особенности, которые мешают маленькому человеку правильно произносить звуки. Что же это за особенности?

Язычок – старичок.

Иногда поверхность языка бывает вся в глубоких бороздках и морщинках. Ребенок от этого нередко ощущает болезненную сухость во рту. При каждой попытке, произнести какой либо звук он испытывает дополнительные неудобства и поэтому становиться замкнутым и превращается в настоящего буку и молчуна. Подобная особенность языка часто связана с нарушениями в эндокринной системе. Поэтому ребенка необходимо показать к опытному специалисту – эндокринологу.

Рыхлый, как вата.

Встречаются аномалии, когда язык вообще лишен подъязычной уздечки. Как правило, он выглядит рыхлым, желеобразным. При этом язык трудно заставить принять нужное положение, чтобы произнести тот или иной звук. Наконец, когда это удается сделать, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию.

Все это может привести к тому, что человек останется косноязычным на всю жизнь. О такой речи обычно говорят «словно каша во рту».

Массаж и артикуляционная гимнастика способны преобразить рыхлый язык. И чем раньше этим заняться, тем успешнее в дальнейшем пройдет речевое развитие ребенка.

Логопедам все чаще приходиться сталкиваться с такой проблемой, так называемого географического языка. Его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертание материков на карте (отсюда и название). При этом поверхность языка выглядит блестящей, словно отполированной, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.

Маленький язычок.

Ребенок может родиться со слишком маленьким язычком. Специалисты называют это явление микроглоссией. В подобной ситуации, помимо проблем с кормлением (у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, такая аномалия в будущем может помешать маленькому человечку, нормально произносить звуки.

Чтобы не допустить этого, с ребенком необходимо провести курс специального массажа. Целесообразно как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой. Однако, прежде всего следует проконсультироваться у двух специалистов: хирурга – стоматолога и учителя – логопеда. В особенно сложных случаях приходиться прибегать к помощи пластического хирурга.

Язычок — великан.

Другая крайность – большой, или, как говорят логопеды, массивный язык. Порой он не умещается в полости рта, буквально вываливаясь наружу. При произнесении большинства звуков язык как бы застревает между верхним и нижним рядом зубов. Речь ребенка с таким недостатком производит на окружающих неприятное впечатление, а у малыша со временем могут появиться проблемы психологического характера.

Конечно, ребенка можно научить прятать язык за зубы. Процесс этот длительный и требующий от малыша значительных усилий. Чтобы ускорить этот процесс, специалисты советуют использовать массаж и артикуляционную гимнастику.

Слишком большой язык, с гипертрофированной мышечной массой, скорее всего, потребует вмешательства пластического хирурга.

Под языком можно увидеть пленку, которая как бы соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эту связку называют также подъязычной уздечкой. У одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может поднять язык вверх.

Подобная аномалия в строении языка заметно тормозит появление звуков. Некоторые из их малыш так и не сможет произносить, другие же приобретут в его устах странное звучание.

Очень редко, можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже добавляет крохе массу неудобств.

Часто исправить положение помогает операция на подъязычной уздечке.

Если вы обнаружили у ребенка одну из этих особенностей строения языка, не теряйте времени, обратитесь к специалистам, которые знают, что делать в

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. -М.:АТС,2006.

2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. -М. ,1958

3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Волковой Л. С. -5-еизд. ,перераб. и доп. -М.:ВЛАДОС, 2004.-704с. ил.

4. Понятийно — терминологический словарь логопеда/Под. ред В. И. Селиверстова,-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400с.

5. Правдина О. В. Логопедия. -М.: Просвещение,1973.-272с.

Учитель – логопед Горбунова Татьяна Николаевна.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Иголочка» Артикуляционная гимнастика малышам. Часто родители задаются вопросом: «Зачем нашему малышу выполнять артикуляционную гимнастику, ведь он.

Артикуляционная сказка. Сказка про язычка Артикуляционная сказка. Сказка про язычка. Жил-был язычок. Вот он какой. (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА) (ПОКАЗАЛСЯ. СПРЯТАЛСЯ) Однажды язычок.

Макроглоссия (увеличенный язык) у ребенка: симптомы, причины и лечение

Увеличенный язык ребенка в медицине называется «макроглоссия» Это заболевание связано со структурными нарушения как на поверхности, так и внутри языка. Наблюдать очень большой в размерах язык можно в основном у детей, на взрослых макроглоссия приходится с частотой 1–2%.

Диагноз макроглоссия врач может поставить как в том случае, если язык полностью увеличен, так и в том, если разбухли его отдельные части — спинка, кончик, боковая сторона.

Макроглоссия языка может врожденным и приобретенным заболеванием

Из-за чего возникает заболевание

Врачи делят этимологию заболевания на две категории: врожденную и приобретенную.

Врожденная форма развивается при внутриутробном нарушении развития плода. На аномалиях в ребенка в утробе матери могут сказаться разные факторы, поэтому единственной причины установить не удалось.

Научное определение макроглоссии

Макроглоссия развивается самостоятельно на фоне:

  • синдрома Дауна;
  • открытом или неправильном прикусе;
  • туберкулезе;
  • нарушение гормонального фона, а также сифилиса;
  • инфекционных заболеваний, которые затрагивают язык;
  • нарушенном кровообращении или кровоизлияниях в ротовой полости;
  • абсцесс язык — отмираний его тканей; разных форм глоссита (катаральный, кандидозный) — увеличения сосков языка;
  • ушибов и травм, опухолей, кисты, которые влияют на кровеносную систему языка и окружных тканей, а также лимфатические узлы;
  • при скоплении гноя в ротовой полости — под или над языком; а также если мышцы языка очень большие — аномальное развитие;
  • акромегалии; микседемы; синдрома острой аллергической реакции;
  • актиномикозного поражения языка.

Синдром Дауна часто сопровождается увеличенными языком разной степени

Глоссит как фактор способствующий увеличению органа ротовой полости, может быть спровоцирован:

  • обилием вредных бактерий — вирусов, находящихся на языке;
  • обжиганием горячей едой/напитками, неправильным питанием, чрезмерным увлечением сладким;
  • плохим уходом за зубами, неправильно подобранным бальзамом ополаскивателем;
  • травмами, порезами, химическими ожогами тканей языка.

Как определить наличие макроглоссита

Врачи разделяют макроглоссита на два вида: ложный, истинный. Ложный связан с аномальным развитием челюсти. Узкая, впавшая челюсть не свидетельствует о настоящем макроглоссите, и является результатом аномального развития костной ткани.

Синдром Беквита-Видеманна — аномально большой язык

При истинном макроглоссите язык великоватый, его размеры превышают норму в 1,5–3 раза.

А также наблюдаются другие признаки:

  • рот не закрывается, мышечный орган высунут наружу;
  • повышенное слюноотделение, капают слюни;
  • кожа в области рта, подбородка раздражена;
  • на языке видны отметины от зубов;
  • толстый язык покрыт эрозиями, язвами вместе с внутренней поверхностью щек;
  • неправильный прикус;
  • затрудненное дыхание;
  • трудно жевать и глотать пищу;
  • из-за очень большого языка больному сложно говорить, трудно понимать его речь.

Известный случай макроглоссии — язык у женщины рос всю жизнь

Диагностика ребенка

Плановое УЗИ каждой беременной помогает выявить недуг на третьем триместре. У врачей есть специальный нормативный лист, в котором прописаны размеры каждого органа, которые можно считать нормой.

Для уточнения диагноза специалисту может потребоваться сделать УЗИ диагностику несколько раз.

Ребенок с макроглоссией часто отстает в развитии

Родившийся ребенок с диагнозом «макроглоссия» должен пройти много врачей, а именно:

  • инфекциониста;
  • эндокринолога;
  • отоларинголога;
  • специалиста по генетическим вопросам — генетика.

Только после планового обследования (инструментального, биохимического), заключения всех вышеперечисленных врачей, может составляться схема лечения.

Неравномерное увеличение тканей языка из-за травмирования зубами

Почему важно диагностировать макроглоссию на раннем сроке: последствия

Некоторые люди несерьезно относятся к патологии. Хотя макроглоссия очень сильно сказывается на качестве жизни, становиться причиной целого комплекса заболеваний.

Ребенок с макроглоссией является изгоем, ассоциативным. Из-за невнятной речи, внешнего дефекта, ему сложно найти понимание в своем окружении. В большинстве случаев, дети будут избегать ребенка, издающего странные звуки вместо слов.

Читать еще:  Может быть температура 39 при прорезывании зубов

Разрастание тканей языка как вторичное заболевание

На фоне сложившейся ситуации у ребенка начинают развиваться комплексы, он чувствует себя неполноценным, становиться замкнутым.

Патология активизирует и другие недуги:

  1. Нарушение дыхания. Ребенок обретает привычку дышать через рот.
  2. Плохая дикция. Ребенку сложно выговаривать слова, а свистящие-шипящие буквы вообще почти не выговариваются.
  3. Зубы искривляются, появляются заболевания полости рта.
  4. Из-за того, что ребенок не в силах нормально пережевывать пищу, нарушается работа пищеварительного тракта, что приводит к гастриту, язвам, колиту.
  5. Мышечный орган постоянно сохнет, покрывается язвами, болит.
  6. Как проводится медикаментозное лечение

При выборе типа лечения большое внимание уделяется этимологии, форме заболевания.

Если макроглоссит вызван вторичным заболеванием, тогда основная задача устранить источник.

Отпечатки зубов при увеличении размеров языка

Какие виды препаратов участвуют в схеме лечения:

  • антибиотики, как таблетками, так и инъекциями;
  • антисептические средства;
  • противовоспалительные средства — ополаскиватели.

Наряду с лечением основного недуга, медикаменты оказывают положительное воздействие на полость рта — мышечный орган постепенно уменьшается.

Хирургическое вмешательство при макроглоссите

Если язык выходит за пределы ротовой полости, а препараты не дают нужного результата — требуется оперативное вмешательство.

Показаниями для проведения операции могут быть:

  • проблемы с дыханием, пациент испытывает дискомфорт от нехватки кислорода;
  • жевание и глотание происходит либо с большими усилиями, либо невозможно;
  • внешность сильно искажена;
  • прикус открыт из-за чего местное лечение не может проводиться;
  • обилие слюны;
  • проблемы с речью не поддаются лечению у логопеда.

Операция по уменьшению языка — самый эффективный метод лечения

Главная задача во время операции — возвращение языку нормальных форм и размеров. В большинстве случаев задача выполняется за счет удаления клиновидной части языка. Функционально значимая часть иссекается под общим наркозом, язык приобретает нормальные размеры, его работоспособность не нарушается.

Аллергическая макроглоссия — отекание языка

Если у ребенка открытый прикус, ему ставят протез, который не дает языку выпадать наружу.

Если макроглоссия имеет врожденную форму, ребенку в раннем возрасте оперативным путем перевязывают артерии языка. Такой подход помогает замедлить аномальный рост в размерах.

Увеличение языка при тиреозе — заболевании щитовидной железы

При своевременном обращении к врачу шанс положительного исхода максимален.

Когда патология связана с новообразованием, лечение проводится комплексно за счет хирургического вмешательства, химиотерапевтических методов, препаратов, лучевой терапии.

Правильный подход к заболеванию, соблюдение предписаний врача помогут замедлить развитие хронической формы патологии или полностью устранить недуг. Ваш ребенок не будет чувствовать дискомфорта, живя полной жизнью.

Логопед-А

О разрешении проблем речи у детей.

Язык и связанные с ним проблемы

(ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка

Язык — сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия), или непомерно большой язык (макроглоссия).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Макроглоссия, или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка. К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична, после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же, при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых, без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» — вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» — с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», — говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», — ту самую подъязычную уздечку.

Читать еще:  Минерализирующий гель для зубов для детей

Её строение и размеры — самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия отказа от операции:

— формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

— неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

— нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

— тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь;

— нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

— сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор — за родителями. Если они всё же решатся на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

— клинический анализ крови с гемосиндромом;

— клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Центр «Планирование карьеры»

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.
Читать еще:  У ребенка 6 лет режутся коренные зубы боль температура

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

В каких случаях у ребенка может увеличиваться язык и чем это опасно

Очень большой или очень толстый язык у ребенка называется макроглоссией. Эта патология обусловлена структурными нарушениями на поверхности или внутри органа. Чаще всего такая патология появляется у детей. Диагноз макроглоссия ставится доктором тогда, когда полностью увеличенный язык у ребенка либо опухают его отдельные участки. Это заболевание бывает врожденным или приобретенным.

Почему появляется заболевание

Врожденная макроглоссия развивается во время пренатального развития плода. Различные факторы могут повлиять на развитие патологии. Самостоятельно она может развиваться на фоне таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • неправильный прикус;
  • туберкулез;
  • дисфункции в гормональном фоне;
  • сифилис;
  • инфекционные процессы в организме;
  • нарушение микроциркуляции кровяной жидкости, кровоизлияния в полости рта;
  • абсцесс органа;
  • глоссит;
  • ушибы, травмы, новообразования различного характера;
  • лимфаденит;
  • развитие гнойного очага;
  • аномальная структура мышц языка;
  • акромегалия (заболевание, связанное с избыточной продукцией гормона роста);
  • микседема («слизистый отёк» из-за недостатка гормонов щитовидной железы);
  • острая аллергическая реакция;
  • актиномикозное поражение.

Перечисленные заболевания могут сопровождаться таким симптомом. Поэтому важно своевременно обратиться к доктору, чтобы определить причину макроглоссита и назначить адекватную терапию.

Как обнаружить патологию

Доктора выделяют ложный и истинный макроглоссит. Первый обусловлен аномальным строением челюстного аппарата. При этом челюсть узкая и немного впавшая, но это не является свидетельством настоящего заболевания, это результат аномального строения костного аппарата и тканей.

При развитии истинной формы заболевания язык великоватый, его объем выше нормы в несколько раз. Помимо этого, дополнительными симптомами являются:

  • невозможность полностью закрыть рот, орган высунут наружу;
  • усиленное продуцирование слюнной жидкости, ее очень много во рту, она вытекает или капает;
  • раздражение и покраснение кожного покрова под нижней губой и на подбородке;
  • на поверхности органа виднеются отпечатки от зубов, он также может покрываться язвочками или эрозиями;
  • наличие неправильного прикуса;
  • трудности с приемом пищи – затруднена жевательная и глотательная функция;
  • трудности с разговором.

Диагностические мероприятия

При прохождении планового ультразвукового исследования во время третьего триместра беременности доктор может обнаружить врожденную макроглоссию. Определяется она после сравнения с показателями нормы каждого возраста на данном сроке развития плода. Чтобы поставить точный диагноз, назначается повторное прохождение исследования.

После рождения ребенка ожидает обследование у многих специалистов – инфекциониста, генетика, отоларинголога, эндокринолога. Проводится инструментальный осмотр, назначается биохимическое исследование кровяной жидкости. На основании результатов всех анализов и методов диагностики ставится диагноз и назначается терапия.

Осложнения и последствия

Очень важно распознать заболевание на начальных этапах развития. Это позволит пройти курс лечения и предотвратить развитие опасных последствий. В целом макроглоссия не очень сильно ухудшает жизнь пациента, но часто становится причиной различных заболеваний. Дети с таким диагнозом становятся изгоями, у них не происходит нормальная социализация. Речь невнятная, есть дефект во внешности, поэтому им непросто общаться со сверстниками. Обычно дети предпочитают избегать ребенка с данной патологией. Ребенок растет закомплексованным, неполноценным, замыкается в себе.

Вторичным заболеванием, которое развивается на фоне макроглоссии, является разрастание соединительных тканей языка. При наличии патологии активизируются и иные заболевания:

  1. Дисфункции в дыхательной системе. Поскольку очень большой язык мешает полноценно дышать носом, ребенок привыкает дышать через рот.
  2. Трудности с произношением звуков. Слова выговаривать непросто, свистящие и шипящие звуки вообще не произносятся.
  3. Искривление зубов.
  4. Заболевания ротовой полости.
  5. Поскольку пища полноценно не пережевывается, возникают различные проблемы с пищеварительной системой – гастриты, колиты, язвы.
  6. Язык постоянно пересушенный, болезненный, на его поверхности нередко появляются эрозии или язвочки.

Терапевтическое воздействие

Выбирая тип терапии, доктор учитывает форму недуга, причину его происхождения. Если данная патология спровоцирована вторичным заболеванием, следует параллельно проводить лечение причины. Общий алгоритм лечения предполагает применение таких лекарственных препаратов:

  • антибактериальные препараты, которые применяются перорально или инъекционно;
  • антисептические растворы, которые используются для местной обработки поверхности мышечного органа;
  • применение противовоспалительных средств для обработки языка.

При лечении главного заболевания, которое вызвало макроглоссию, при комплексном подходе медикаменты положительно воздействуют на орган, он постепенно становится меньше в размерах. Терапия длительная, продолжительность курса приема лекарственных препаратов устанавливается лечащим доктором. Также нужно проходить регулярные осмотры, поскольку может понадобиться коррекция лечения, по мере выздоровления пациента.

Оперативное лечение

Если медикаментозная терапия не приносит желаемого результата, язык не уменьшается в размерах, продолжая выходить за пределы рта, обычно потребуется оперативное лечение. К основным показаниям для проведения хирургического вмешательства являются:

  • трудности в дыхательной функции, дискомфорт от нехватки кислорода;
  • большие трудности с жевательной или глотательной функцией;
  • искаженная внешность;
  • сильно нарушенный прикус, при котором невозможно провести обработку поверхности органа;
  • слишком большое продуцирование слюнной жидкости;
  • большие трудности в речевом аппарате, которые не поддаются коррекции у специалиста.

Оперативное вмешательство предполагает уменьшение языка к нормальным размерам и форме. В большей части операций проводится удаление клиновидного участка органа, за счет этого его размер становится меньше. Проводится процедура под общей анестезией, функция постепенно восстанавливается.

При наличии открытого прикуса устанавливается специальный протез, который предотвращает выпадение органа наружу. При врожденной форме заболевания ребенку после рождения проводят операцию по перевязке артерий. Так можно остановить патологический рост.

Если обращение к специалисту своевременное, вероятность успешного выздоровления максимальна. Если патологический размер обусловлен наличием новообразования, терапия заключается в оперативном удалении опухоли, далее назначается химиотерапия, лучевая терапия. При правильном подходе к лечению, строгом выполнении всех врачебных назначений, можно остановить развитие патологии и полностью от нее избавиться.

Главный автор и главный редактор: Макарская С.Е., стаж 29 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector